Россия вышла из договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний - к чему это приведет?
Государственная дума РФ одобрила в первом чтении законопроект об отзыве ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. 423 депутата проголосовали единогласно за принятие документа.
В чем смысл этого Договора и что значит отказ от его ратификации, стоит подумать, изучив историю с момента принятия этого документа.
Надо понимать, что договоров было два
Первый назывался «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой», и его еще называли «Московский договор» по месту подписания. Этот документ был подписан 5 августа 1963 года в Москве.
Сторонами договора, то есть, инициаторами, являлись СССР, США и Великобритания. Договор вступил в силу 10 октября 1963 года и был открыт для подписания другими странами с 8 августа 1963 года в Москве, Вашингтоне и Лондоне. В настоящее время участниками Договора является 131 государство.
Здесь надо отметить, что подписание Договора – это только половина дела, наиболее важные документы подлежат обязательной ратификации, то есть, утверждением на высшем законодательной и исполнительном уровне в государстве-подписанте.
То есть, уполномоченное лицо от государства (Президент, премьер-министр, министр иностранных дел) ставит подпись под документом. Но для того, чтобы Договор вступил в силу, требуется одобрение парламентом в статусе закона.
Парламент, как представитель электората, голосует за ратификацию договора и тем самым подтверждает, что государство обязуется исполнять пункты данного Договора. Факт ратификации оформляется специальным документом, называемым ратификационной грамотой. Стороны либо обмениваются ратификационными грамотами, либо, при большом количестве сторон, передают ратификационные грамоты депозитарию, коим может быть одна из подписавших сторон или третья сторона.
В Московском договоре как раз депозитариями стали СССР, США и Великобритания. Присоединяющиеся к Договору страны передавали свои ратификационные грамоты соответственно в Москву, Вашингтон или Лондон.
Здесь есть еще один хитрый момент. Так как присоединение к договору такого типа двухступенчатое, естественно, могут быть страны подписавшие, но не ратифицировавшие его. Так вот, что-то типа «Мы за все хорошее против всего плохого, но…».
Московский договор, например, не подписали Китай, Франция, обе Кореи и Израиль. И тем самым, в принципе, Договор был несколько неполноценным, так как толку от того, что часть стран, изначально стремившихся к обладанию ядерным оружием, даже не планировала его подписывать?
И вот тогда в ход пошел Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний — многосторонний международный договор, направленный на запрет испытательных взрывов ядерного оружия и любых других ядерных взрывов в гражданских или военных целях в любом месте.
И инициатором Договора были уже не отдельные страны, Договор был принят 50-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 сентября 1996 года и открыт для подписания 24 сентября 1996 года.
Этот Договор был намного более продуманным документом, поскольку одно из его Приложений четко определило список из 44 стран, которые могли позволить себе ядерное оружие и атомную энергетику.
Понятно, что если такой Договор подпишет Эритрея или там, Вануату, миру от этого не будет ни горячо, ни холодно. Поддержка и одобрение, и ничего более. Так вот на 2023 год Договор подписали 187 государств и ратифицировали 178 из них.
Но вопрос-то не в том, кто подписал, а в том, кто не подписал!
Выше говорилось о том, что одним из условий вступление Договора в силу является обязательное подписание и обязательная ратификация Договора каждой из 44 стран, перечисленных в Приложении №2.
Список был взят не с потолка, список 44 стран составило МАГАТЭ, и критерием включения в список являлось наличие на момент составления Договора действующих ядерных энергетических реакторов на территории этих стран.
То есть, все прозрачно: есть ядерный реактор – есть возможность получить оружейный плутоний, значит, теоретически есть возможность создать и ядерное оружие. Собственно, многие страны так и поступали.
Так вот, из 44 стран, имевших на момент создания Договора ядерную энергетику, не подписали всего три: Индия, Пакистан и КНДР. То есть, первое требования для вступления Договора в силу не было выполнено. Подписало 41 государство из 44-х.
Далее. Далее у нас идет ратификация. А ратифицировало Договор и того меньше: 36 стран из 44-х. К не подписавшим присоединились еще США, Китай, Израиль, Иран и Египет.
ООН как бы не сдавалось и 6 декабря 2006 Генеральной ассамблей приняло резолюцию, подчёркивающую необходимость скорейшего подписания и ратификации Договора. За принятие резолюции проголосовали 172 страны, против — две: КНДР и США.
В принципе – занавес. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний не вступил в силу, а значит, остался практически фикцией. Нет, многие страны, соблюдавшие еще условия предыдущего Договора, испытаний не производили. В том числе и США. С 1992 года там испытаний не производилось. То же самое делали и в России. Как бы джентльменское соглашение или добросовестное исполнение Московского договора – не важно, важно то, что стороны соблюдали условия Договора, что, собственно, и делает его таковым.
Здесь мы оставим в стороне политику США в отношении Договора, они и не скрывали, что не станут его ратифицировать.
Что может дать России выход из Договора ДВЗЯИ
Тут получается так, что отозвать подпись не получится, но можно отозвать ратификационную грамоту. Россия останется участником-подписантом Договора, но по сути – участником договора, не вступившего в силу. Это как операции с нулем. Результат все равно будет нулевой, умножай ноль или умножай на ноль.
За период с 1949 по 1990 годы Советский Союз провел 715 ядерных испытаний, задействовав 969 ядерных устройств. Отдельно стоит сказать, что из этого количества 124 испытания проводились в мирных целях.
Большинство испытаний в СССР проходило на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне (2-й Государственный центральный научно-исследовательский испытательный полигон, 2 ГЦНИИП) и на ядерном полигоне на архипелаге Новая Земля (Государственный центральный полигон № 6, или 6-й ГПЦ МО СССР).
30 октября 1961 года на полигоне №6 на Новой Земле была взорвана самая мощная в истории водородная бомба — 58-мегатонная «Царь-бомба».
Сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар, а звуковая волна дошла до острова Диксон на расстоянии около 800 километров от точки подрыва бомбы.
Ну а на Семипалатинском полигоне 11 октября 1961 года впервые был произведен подземный ядерный взрыв.
Надо сказать, что когда через два года, в октябре 1963-го, вступил в силу вышеупомянутый Московский договор «О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой», он оставил такую лазейку, как подземные испытания. Однако одним из его требований было следующее: не допускалось выпадение после ядерного взрыва в недрах земли радиоактивных осадков за пределами государства, осуществлявшего испытания.
И у Семипалатинского полигона было много работы. С 1949 по 1989 год там было произведено 468 ядерных испытаний, в которых было взорвано 616 ядерных и термоядерных устройств, в том числе:
- 125 атмосферных (26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных);
- 343 подземных ( 215 в штольнях и 128 в скважинах).
Семипалатинский полигон был закрыт 29 августа 1991 года и на этом история «двойки» закончилась.
У России остался только испытательный полигон на Новой Земле.
27 февраля 1992 года президент РФ подписал Указ № 194 «О полигоне на Новой Земле». Этим указом он был определен как Центральный полигон Российской Федерации (ЦП РФ), а в поселке Белушья Губа был сформирован жилой и научный центр архипелага.
Но и в советские времена на Новой Земле проводились испытания. С 21 сентября 1955 года по 24 октября 1990 года было проведено 132 ядерных взрыва:
- 87 атмосферных (в том числе 84 воздушных);
- 1 наземный;
- 2 надводных;
- 3 подводных;
- 42 подземных.
И на Новой Земле вполне возможно проводить испытания различных ядерных устройств и дальше.
В плане количества мы не являемся лидерами.
Мировыми лидерами ожидаемо являются США, там с 1945 по 1992 год официально провели 1054 испытания всех видов, атмосферных, подземных, надводных, подводных и в космосе.
Большинство испытаний проводилось на полигоне в штате Невада (NTS), на Маршалловых островах в Тихом океане, а также в Атлантическом океане. Последний ядерный взрыв в США был произведен на ядерном полигоне в штате Невада 23 сентября 1992 года. Полигон закрыт, но для испытаний годен.
Китай с 1964 по 1996 год осуществил 45 испытаний ядерного оружия (23 атмосферных и 22 подземных). Испытания прекратились в 1996 году, когда КНР подписала Договор о всестороннем запрещении ядерных испытаний. С 2007 года постановлением правительства КНР ядерный полигон Лобнор полностью закрыт и превращен в туристический объект.
Франция в период с 1960 по 1996 год провела 210 ядерных испытаний. Французы оказались очень прагматичными и не стали уродовать свою территорию, предоставив прелесть ядерных испытаний другим. 17 испытаний провели в пустыне Сахара, на территории своей колонии Алжир, 46 атмосферных и 147 наземных и подземных на атоллах Фангатауфа и Муруроа во Французской Полинезии.
Великобритания провела первое испытание 3 октября 1952 года, взорвав ядерное устройство на борту корабля, установленного на якоре в районе островов Монте-Белло (западная оконечность Австралии). Всего Великобритания с 1952 по 1991 год провела 88 ядерных испытаний.
КНДР на ядерном полигоне Пунгери провел шесть ядерных испытаний.
Индия провела первое испытание в 1974 году. До 1998 года на полигоне к северо-западу от города Покхран произвели пять подземных ядерных взрывов, официально объявили Индию ядерной державой, но через два дня Дели сообщил об отказе от дальнейших испытаний.
Пакистан не отставал от вечного противника, 28 мая 1998 года взорвал под землей сразу пять бомб, а 30 мая еще одну.
Пример России относительно выхода из ДВЗЯИ может показаться заразительным и примеру России последуют другие страны. Естественно, многие сегодня смотрят на США, в ожидании их реакции. Собственно, реакций может быть только две: либо продолжение испытаний, либо исполнение Московского договора и непроведение испытаний согласно его букве.
Чем отзыв ратификации Договора может быть полезен России?
Начнем с того, что ядерный боеприпас очень сильно отличается своими свойствами от обычного. Обычный снаряд может спокойно пролежать в сухом складе несколько десятков лет и не потерять своих смертоносных свойств.
В ядерном устройстве постоянно идут сложные процессы радиоактивного распада, то, что называется периодом полураспада. То есть, с течением времени меняется изотопный состав заряда, и он в некоторой степени может деградировать.
С обычными снарядами все проще: берется контрольное количество из одной партии и отстреливается на полигоне. По результатам делаются выводы о пригодности всей партии, после чего она либо списывается и отправляется на ремонт, либо продолжается ее хранение.
С ядерными боеприпасами все выглядит примерно так же. В действительности только натурным испытанием можно получить четкий ответ на вопрос о том, пригоден ли боеприпас к использованию.
В наше время многие недружелюбные СМИ в недружелюбных странах весьма часто говорят на тему того, что Россия – колосс на глиняных ногах, и армия, которая всех держала в страхе последние 30 лет, скажем так, далека от совершенства.
Соответственно, и ядерный потенциал у нашей страны испытывает те же проблемы, что и Вооруженные силы в общем. Ракеты, изготовленные в советские времена, боеголовки, сделанные тогда же – и вот уже есть сомнения в том, что российский ядерный потенциал такой уж потенциал. «Ржавый меч советской эпохи» - расхожее такое мнение. И плутоний у нас старый, и из него уже не сделать новых боеприпасов, так как он изменил свой изотопный характер.
Такое мнение может подорвать и без того не высокий авторитет России. Раньше нас боялись, теперь… теперь даже боязни в сторону России все меньше и меньше. Ядерные заряды, конечно, тут не виноваты, речь идет о несколько иных виновниках. Но ядерный щит – это то, что должно держать в определенном напряжении всех, кто России не друг.
Так что односторонний выход из моратория – это возможный вариант. Без оглядки на страны, подписавшие Договор. Он все равно не вступил в силу, так что ценность его невелика, особенно для тех, кто и не собирался его исполнять. Как США, например. Хотя, надо отдать должное, не ратифицировав Договор, Соединенные Штаты выполняли его условия, не проводя испытаний.
Двойственное ощущение: с одной стороны, вроде бы все соблюдают условия договора и не проводят испытаний, с другой стороны, это чем-то похоже на джентльменское соглашение. Однако, когда игра меняется, джентльмены зачастую меняют правила игры.
Выход из моратория, пусть и односторонний, с целью проверки ядерных арсеналов – это шаг, который можно предпринять без оглядки на США и Европу. И особенно не думать о потере престижа на мировой арене, там, во-первых, терять особо нечего, а во-вторых – дело идет о безопасности страны.
Начнут в ответ США свои испытания или нет – это третий вопрос, ответ на который не так важен. Важнее знать, что наши ядерные арсеналы гарантируют безопасность страны.
И проверка ракет-носителей парой пусков по полигону Куре тоже не помешают абсолютно.
Как бы это не смотрелось, да, естественно, такие действия вызовут очередную волну возмущения и осуждения мирового сообщества, но тут ключевое слово – «очередную». Зато позволит сделать выводы о состоянии ядерного щита России.
Аналитика физиков и расчеты – это, конечно, хорошо, но ни одна теория не даст такого подтверждения, как реальные испытания. И здесь все довольно прозрачно: в современных условиях шаг к отзыву ратификации не вступившего в силу договора есть не предмет для осуждения мировым сообществом. А прекращение моратория не всегда является эскалацией гонки вооружений.
Так что бахнуть, конечно, бахнем… но потом.